Детский центр Возрождение   Войти в личный кабинет
новости
 
преподаватели
 
воспитанники
 
люди
 
             
О центре
 
 
Правила
 
Галерея
 
Фотоальбом
 
Литература
 
Праздники
                   

Люди :: Достоевский Федор Михайлович

В 1878 году Ф. М. Достоевский совершает поездку в Оптину пустынь с философом Владимиром Соловьевым. Причины были две: смерть сына Алексея и интерес Ф. М. Достоевского, как художника и психолога, великого исследователя глубин души человеческой, к оптинскому старцу, к его посетителям, приходивших в Оптину со своими болями и переживаниями. "16 мая 1878 года, – пишет Анна Григорьевна, – нашу семью поразило страшное несчастие: скончался наш младший сын Леша. Федор Михайлович был страшно поражен этой смертью. Он как-то особенно любил Лешу, почти болезненною любовью, точно предчувствуя, что его скоро лишится. Федора Михайловича особенно угнетало то, что ребенок погиб от эпилепсии, – болезни, от него унаследованной. Судя по виду, Федор Михайлович был спокоен и мужественно выносил разразившийся над нами удар судьбы, но я сильно опасалась, что это сдерживание своей глубокой горести фатально отразился на его и без того пошатнувшемся здоровье. Чтобы хоть несколько успокоить Федора Михайловича и отвлечь его от грустных дум, я упросила B. C. Соловьева, посещавшего нас в эти дни нашей скорби, уговорить Федора Михайловича поехать с ним в Оптину пустынь, куда Соловьев собирался ехать этим летом. Посещение Оптиной пустыни было давнишнею мечтою Федора Михайловича, но так трудно было это осуществить. Владимир Сергеевич согласился мне помочь и стал уговаривать Федора Михайловича отправиться в Пустынь вместе. Я подкрепила своими просьбами, и тут же было решено, что Федор Михайлович в половине июня с B. C. Соловьевым съездят в Оптину пустынь". Достоевский приехал в Оптину пустынь с Философом Владимиром Соловьевым в июне 1878 года. Смерть Алеши он воспринял как наказание за свои грехи. Он много слышал об Оптиной пустыни и надеялся на глубокое понимание, но, конечно, был у него интерес художника и психолога, великого исследователя глубин души человеческой. Эти глубины он надеялся увидеть и в оптинском старце, и в его посетителях, приходивших в Оптину со своими болями и переживаниями. Достоевский и Соловьев остановились в монастырской гостинице и пробыли в Оптинской пустыне три дня, о чем свидетельствует уцелевший "журнал" гостиницы, хранящийся в рукописном отделе библиотеки им. В. И. Ленина. Известно, что Достоевский был у старца Амвросия в келье и на его выходе для благословения народа. Эта сцена и описана им в выходе старца Зосимы в "Братьях Карамазовых". Известно также, что старец Амвросий сказал о Достоевском: "Это – кающийся". Все это вполне документальные данные. Но есть еще местные предания. Против Оптинской пустыни, на берегу реки Жиздры, немного левее, если идти из Козельска, находятся Прыски, бывшее имение Кашкиных. Кашкин был товарищем Достоевского по кружку петрашевцев и стоял рядом с ним на эшафоте. Старики монахи рассказывали, что Достоевский посетил Кашкина. Посещение товарища молодости и бывшего петрашевца было естественно. Но в данном случае чрезвычайно интересно и другое. Не от Кашкиных ли, старожилов Козельского уезда, наверняка хорошо знавших Оптину пустынь, ее монахов и старцев, Достоевский узнал некоторые любопытные детали, пригодившиеся ему в романе. За три дня пребывания в Оптиной пустыни Достоевский вряд ли мог так хорошо познакомиться с бытом и обстановкой города Козельска. А Карамазовы ведут себя у старца Зосима, как люди местные, а не сторонние посетители. О втором же приезде Достоевского в эти места никаких даже косвенных данных нет.